- 01
- 02
- 03
- 04
- 05
- 06
- 07
- 08
- 09
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
public void onBackPressed() {
if (getSupportFragmentManager().getBackStackEntryCount()==0 || getSupportFragmentManager().getBackStackEntryCount()==1) {
finish();
android.os.Process.killProcess(android.os.Process.myPid());
((MainActivity)instance).onDestroy();
}
}
/* чуть дальше */
JSONObject jsonObjectA = null, jsonObjectB = null;
try {
jsonObjectA = new JSONObject(a.toString());
jsonObjectB = new JSONObject(b.toString());
} catch (JSONException e1) {
e1.printStackTrace();
}
if ((jsonObjectA != null || jsonObjectB != null) || (jsonObjectA != null && jsonObjectB != null)) {
try {
valA = jsonObjectA.getString("name");
valB = jsonObjectB.getString("name");
} catch (JSONException e) {
e.printStackTrace();
}
}
Первый фрагмент кода - это больше специфика Android - при нажатии кнопки назад: закрыть приложение, убить процесс и дернуть метод onDestroy() который в норме должен автоматом вызваться при закрытии приложения но не вызывается из-за того что мы убиваем процесс. Про то что условие if можно оптимизировать я умолчу.
На if() во втором фрагменте заглючил даже встроенный в intelliJ Idea инструмент рефакторинга...
это охуительно
Зачем?!
В целом - убивать правильно написанный ведропроцесс не имеет никакого смысла.
P.S. Еще вспомнился та-кун terminal core из FLCL.